В витражах есть некое волшебство: приглушённый свет, льющийся сквозь витражное стекло, придаёт интерьеру особый колорит и изысканную красоту. В силу ранее сложившихся стилистических традиций, а также из-за сложности и дороговизны изготовления витражей, архитекторы и дизайнеры на несколько веков «забыли» о «волшебном стекле», вследствие чего многие витражные техники были безвозвратно утрачены. В наши дни о Волшебство вернулось: в элитных апартаментах стали снова применять витражные композиции. Поскольку «Столичный Мастер» специализируется на выполнении экстракачественных ремонтов, витражи также относятся к сфере наших интересов. В данном материале мы расскажем вам о некоторых нюансах, связанных с изготовлением и установкой витражных конструкций.
Вкратце о традиционных техниках
В витражном производстве существуют десятки техник, разнящихся как по методам, так и по итоговому результату. «Классикой жанра» считается составление мозаик из цветного стекла с помощью обрамляющих металлических (чаще из олово-свинцовых) профилей. Кстати, по видоизменению витражных техник можно проследить развитие технологий: изначально стекла просто окрашивали и затем собирали из них композиции; позже научились подвергать материал пескоструйной обработке, еще позже из окрашенного в массе стекла стали составлять сложнейшие многоэлементные витражи-картины.
Современные методы
«Тиффани». В наши дни наиболее популярна и распространена техника tiffany. Вначале художник-дизайнер отрисовывает эскиз, после чего рисунок в натуральную величину переносят на картон, детализируют (делят) и изготавливают бумажные шаблоны. Следующая операция – резка: из полотен цветного стекла вырезают детали и отшлифовывают их края. Затем каждый элемент по контуру оборачивают медной лентой, спаивают и обрабатывают (например, патиной) – получается цельная картина.
Как и множество веков назад, практически все операции выполняются вручную. Работа это довольно трудоёмкая и затратная: примерно 30% стекла составляют отходы, остающиеся при раскрое полотен. Кроме того, обращение с хрупким материалом требует особых навыков, но ещё больше мастерства требует создание эскиза. Дизайнеру предстоит учесть массу факторов, главные из которых – колористика и освещенность. Как говорят на профессиональном языке, витраж должен «сесть» в интерьер, выглядеть в нём уместно, органично и красиво. Пленочные витражи. Существует еще одна технология, подразумевающая применение витражной плёнки-«самоклейки». Де-факто плёночные витражи – это имитация настоящих, причём имитация довольно точная. Главное достоинство данной технологии – дешевизна: плёночные витражи стоят в разы дешевле тех, что изготавливаются по методу tiffany.
Плёночный витраж изготавливают так: подготавливают эскиз в натуральную величину и крепят его скотчем к стеклу. Обратную сторону тщательно очищают и наклеивают на неё витражную плёнку. Затем по контурам элементов прикрепляют специальную ленту, внешне схожую с окаймлением деталей в настоящих витражах. Если рисунок двусторонний, ленту наносят и на оборотную сторону. Готовую работу довольно сложно отличить от подлинного tiffany.
Витражи в интерьерах
Многие люди ошибочно ассоциируют витражи с чем-то архаичным, устаревшим. Это не так: витражные композиции приемлемы и в так называемых классических интерьерах, и в стилистических мейнстримах: хай-тек, фьюжен, эклектике и многих других. Разумеется, витраж нельзя назвать универсальным решением, поскольку, к примеру, минимализм или некоторые этно-стили плохо сочетаются с «волшебным стеклом»; тем не менее, речь идёт о немногочисленных исключениях.
Витражи принято представлять как некую цветастую картину, сквозь которую обязательно льётся свет. Такие мнения нельзя назвать ошибочными, однако и полнотой они не блещут. Во-первых, современные материалы позволяют изготавливать витражи практически любого цвета: от модной ныне серо-графитовой палитры до ярко-насыщенных тонов. Во-вторых, наличие источника света за витражом – необязательное условие: существуют варианты без засветки (так называемые глухие витражи), и эти варианты ни по красоте, ни по оригинальности не уступают светопроницаемым конструкциям.
О материалах
В витражном деле качество результата примерно на 80% зависит от материалов. Например, дешёвая витражная плёнка плохо защищена от ультрафиолета, и потому со временем выгорает, коробится или мутнеет; недорогое цветное стекло чересчур хрупкое и сложное в обработке и уходе. Визуально отличить качественный материал от некачественного не представляется возможным: требуется выяснить страну происхождения, производителя, изучить сертификационную документацию, испытать материал в деле.
Наша компания не изготавливает витражи, однако мы уже длительное время сотрудничаем с рядом мастерских, работающих в различных витражных техниках. Наши компаньоны утверждают, что используют наиболее качественные и долговечные материалы, в том числе американское стекло и английскую плёнку. У нас нет оснований не доверять этим утверждениям, поскольку их правдивость доказана многочисленными отзывами клиентов «Столичного Мастера». Впервые мы применили витражи в далёком 1992-м, и с тех пор делаем это регулярно, выполняя элитные ремонты жилой и коммерческой недвижимости. Ни одного нарекания на качество или несоблюдение сроков мы не получали: и установка витражей, и ремонт в целом завершались точно в оговоренный период и на высочайшем уровне.
Комментарии