Англией правила королева Виктория, дамы носили кринолины и турнюры, джентльмены разгуливали в сюртуках и фраках, в моду вернулись средневековые мотивы и ворвалась экзотика, промышленная революция позволяла создавать принципиально новые материалы и красители, Уильям Моррис придумывал свои легендарные обои, а интерьеры «ломились» от обилия мебели и декора. Каким было викторианское жилое пространство и есть ли его элементам место в современных интерьерах? Рассказываем.
Промышленная революция и средний класс
Господство викторианского стиля в интерьере пришлось на период с 1830 по 1901 год. В это время Старый и Новый Свет были охвачены индустриальной революцией, породившей фабричное производство, и сделавшей дизайн доступным представителям среднего класса.
Массовое производство швейных машин ускорило процесс производства одежды и домашнего текстиля, появление искусственных красителей позволило художникам и обойщикам создавать полотна в новых ярких красках, дома наполнялись доступной фабричной мебелью и керамической посудой, напоминающей дорогой фарфор.
Викторианский период для Британии был временем расцвета буржуазии. Благодаря всё той же промышленной революции граждане получали рабочие места и возможность подняться по карьерной лестнице. Чтобы жить в особняке, больше не нужно было быть потомственным аристократом. Семьи среднего класса наращивали состояния и стремились продемонстрировать его в интерьере. Само понятие интерьера перестало быть элитарным, а мода начала целиться в массового потребителя.
Период процветания напрямую отразился и на интерьерных вкусах британцев: строгий чопорный стиль королевы Анны сменился роскошью и изобилием.
Экзотика, искусство и деконструктивизм
Историю викторианского стиля принято делить на три периода. Так называемый ранний период отличался пристрастием к экзотике. В это время зажиточные англичане получили возможность путешествовать по миру, и дома начали наполняться экзотическими по меркам британского общества сувенирами.
Привезённые из стран-колоний предметы имели подчеркнуто «неместную» наружность, чтобы продемонстрировать возможность своего владельца путешествовать, что свидетельствовало не только о достатке, но и о широте взглядов. Популярным интерьерным аксессуаром в этот период также стал глобус.
Средний период викторианского стиля стремился внедрить искусство в повседневную жизнь. Нувориши, желая продемонстрировать хороший вкус и культурный уровень, устраивали в гостиных целые картинные галереи, вкладывая деньги в подлинники современных художников и репродукции мировых шедевров. В этот период Уильям Моррис, вдохновляясь средневековой литературой и гобеленами, придумывает свои орнаменты для обоев и текстиля, превращая в произведения искусства мебельную обивку и стены.
Поздний период викторианства отличался активным смешением стилей и выраженным деконструктивизмом. В это время каждую комнату в доме было принято оформлять в разном стиле, наделяя её ярко-выраженной визуальной темой: в столовой могло царствовать позолоченное необарокко, а в кабинете сгущала краски неоготика.
Викторианский стиль не терпел пустоты. Комнаты были плотно заставлены массивной мебелью и живыми растениями в кадках. Серванты, комоды, сундуки, пухлые кресла, стулья с округлыми спинками, мягкие диваны, пуфы, оттоманки — мебели было действительно много, и она могла принадлежать разным стилям.
Ещё больше было декора. Стены «одевали» в зеркала и картины, в обои и шёлк, украшали молдингами с завитками и листьями, плинтусами и карнизами, на каждой полке выстраивались безделушки, под ногами — ковры, на потолке — лепные розетки, на диванах и креслах — расшитые подушки, на каминах — затейливые узоры из сплавов чугуна, на окнах — бархат и муслин, кисти и бахрома. Если текстиль и обои, то обязательно с орнаментом. Самыми популярными были замысловатые сюжеты с растениями, птицами и животными.
Лицом дома считалось гостиная, она должна была производить впечатление, поэтому каждый фрагмент пространства здесь стремились задекорировать. Но предметы на полах никогда не были случайными, они отражали интересы владельцев или рассказывали о странах, которые тем удалось посетить.
Сегодняшнюю моду на минимализм человек викторианской эпохи счёл бы обескураживающей. В то время признаком хорошего вкуса считалось декоративное изобилие. Оскар Уайльд, будучи одним из законодателей викторианской моды, утверждал что украшение своего жилища способствует развитию у обывателя творческого воображения, и называл декоративное искусство высшей точкой развития современного человека.
В викторианских интерьерах царила эклектика: елизаветинская эпоха существовала бок о бок с неорококо, готикой и классицизмом. Выдержанность стиля была никому не интересна, главным было самовыражение и статусность.
Приглушенная цветовая гамма, свойственная британским интерьерам, в викторианский период наполнилась модными насыщенными оттенками пурпурного, синего, красного и изумрудного.
У среднего класса широкой популярностью пользовались имитации мрамора и дорогих пород древесины, лепнина из папье-маше и недорогая керамика, изображающая дорогой фарфор.
Несмотря на всё вышеперечисленное, викторианские интерьеры сложно назвать вычурными. Пафос снижался за счёт их пристрастия к комфорту. Викторианские интерьеры никогда не походили на музейными пространства, то были уютные, густо населённые любимыми вещами комнаты, где читают утренние газеты и курят сигары, коротают вечера за вышиванием или книгой в тёплом свете настольной лампы.
Викторианский стиль и наши дни
На первый взгляд не скажешь, но у викторианской эпохи много общего с современным дизайном интерьера: это и индивидуализация пространства, и смешение стилей, и любовь к растительным мотивам.
Если первые два пункта скорее идейные, то третий — то самое викторианское наследие, которое, пережив почти столетие, может существовать в современном дизайне на правах тренда.
Комментарии