Датский дизайн: герои и их стулья

Датский дизайн: герои и их стулья

Дания — страна, в которой интерьерный дизайн получил статус национальный идеи, дизайнеры — статус легенд, а созданные ими в прошлом веке объекты — статус вневременной классики. Как датские дизайнеры создали стиль вне моды и времени, и почему весь мир полюбил их стулья? Рассказываем.

Функциональный дизайн победил
В первой половине 20 века в скандинавских странах переосмыслили отношение к интерьерному дизайну. Он не рассматривался как статусная привилегия, а превратился в способ повысить качество жизни общества. Всего общества. Дизайн стал массовым, доступным, функциональным.Датский предметный дизайн можно описать тезисом «избавиться от лишнего, сосредоточиться на нужном». К последнему определению относится: эргономика, компактность, износостойкость материалов и выразительная форма, внимательная к пропорциям человеческого тела.

Исходя из убеждения, что достойное окружение формирует достойных граждан, в 20-е годы прошлого века правительство Дании принимает решение инвестировать в дизайн на государственном уровне. При этом речь идет об архитектуре, ландшафте, оснащение городских зданий и о привычных предметах быта. Большинство датских дизайнеров того времени работают как над амбициозными архитектурными проектами, так и над дизайном стульев и кухонной утвари.В начале XX века рабочий класс в Дании получает доступное жилье, которое требует эргономичной «начинки». Дизайнеры трудятся над компактной и функциональной мебелью для малогабаритных пространств.
Дания не только превращает дизайн в свою национальную идею, но и популяризирует его в мире, представляя свои экспонаты на крупных интерьерных выставках за рубежом. Уже к середине 20 века героев датского дизайна узнаёт весь прогрессивный мир.

Главные герои датского дизайна
Несмотря на массовое производство, призванное обеспечить удобной мебелью каждый датский дом, объекты датского дизайна остаются персонифицированными: имена их создателей не прячутся за серийными номерами и названиями фабрик. И до сих пор отскакивают от зубов у каждого дизайнера интерьера.

В датском дизайне никогда не было места радикализму, его история не знала переломных моментов, когда на место старому приходит нечто принципиально новое. Можно сказать, что датские дизайнеры выбрали эволюционный, а не революционный путь развития.

Отцом-основателем датского дизайна считается Кааре Клинт, которого в равной степени волновали эргономика и эстетика объекта. Клинт создал схему, которой придерживались молодые датские модернисты. Вместо того, чтобы раз за разом изобретать велосипед, он предлагал взять за основу историческое наследие, взглянуть на него по-новому и адаптировать к современным реалиям. При этом к понятию «историческое наследие» Клинт относил интерьерные находки разных стран и эпох, не ограничиваясь скандинавской почвой. Так его легендарный стул «Фааборг», появившийся на свет в 1914 году, представляет собой модернизированный гибрид античности и английского неоклассицизма. Работая с проверенным веками «материалом», подлаживая его под современность, Клинт создавал объекты существующие за гранью моды.

Кроме прочего его занимали идеи компактности и мобильности предмета. Клинт подарил миру свои складные стулья, корпусную мебель с подвижными модулям и знаменитый светильник «Фонарь», который можно сложить и убрать в коробку.

Кресло «Лебедь» Арне Якобсена

Имя, которое первым приходит на ум при упоминании датского дизайна — Арне Якобсен. Будучи архитектором по образованию, прославился Якобсен благодаря своим эргономичным стульям и креслам с забавными «прозвищами» в духе органического модернизма: «Муравей», «Лебедь», «Яйцо», «Капля», «Жираф». Стулья и кресла Якобсена с их плавными изгибами, идеально подстроенными под человеческое тело, считаются одними из самых узнаваемых в мире и, благодаря своей универсальности, до сих пор лидируют в списках потребительских симпатий.
Стул «Муравей» стал первым мебельным объектом датского дизайна полностью промышленного производства.

Стул «Муравей» Арне Якобсена

Ханс Вегнер стал модернистом, который «счистил» с классической мебели завитушки, оставив чистую красоту конструкции. Именно благодаря Вегнеру стул превратился в самостоятельный объект дизайна, которому больше не обязательно было быть частью гарнитура. Такой подход сделал дизайн интерьера мобильнее, проще и пришёлся по душе публике.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие статьи о строительстве на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий