Этника и экзотика

Этника и экзотика

Арабеск, гарем, сераль?

Арабское искусство происходит с Аравийского полуострова, но в период арабских нашествий распространилось по всему Средиземноморью. В Европе выходцев из стран Северной Африки называли маврами (от греческого корня «mavro» — «чёрный». Арабская экспансия имеет исламские корни, и с тех пор мусульманская культура прочно закрепилась на огромных просторах — от песков западной Сахары (Мавритания) и стран Магриба (Марокко, Алжир и Тунис) до Египта и Ближнего Востока.

Для стиля архитектуры и интерьера, получившего название «мавританская готика», характерны очень узнаваемые черты. Каноны стиля — узкие сводчатые проёмы, зубчатые завершения кровли, башни минареты, крытые галереи альгамбры, доминирующая двухцветная гамма (белый с голубым, зелёным или коричневым), богатая геометрическая и растительная орнаментика, настенная каллиграфия золотом, обилие ковки и чеканки. Магометанская вера запрещает изображение живых существ, поэтому искусство ислама создало полную безудержной фантазии орнаментику поверхности. Цветочные и графические переплетения, фантазийные загогулины арабески, суры из Корана, написанные арабской вязью на стеновых и потолочных плафонах, кропотливо выгравированный мелкий узор металлических поверхностей — куполов, столешниц и напольно настольной посуды — вот базовые составляющие мавританского декора.

Основные элементы архитектуры — подковообразные и луковицеобразные арки, сталактитовые формы сводов. Стены лаконично раскрашены в два цвета (с преобладанием белого) и покрыты орнаментом точного, чёткого рисунка. Всё узкое, стройное и тянущееся к небесам?

Интерьеры благодаря тонким стенам, игольчатым и сталактитообразным колоннам и острым ребрам производят впечатление гигантского шатра или сказочной пещеры Али Бабы или Аладдина. Поверхности стен и потолков отделаны по пещерному скудно — простая штукатурка или просто побелка. В таком пустынном пространстве особенно играют предметы и аксессуары: кувшины, кофейники, кальяны — медные, серебряные, золочёные. Часто поверхности пола и стен декорируют коврами и шёлковыми занавесями.

Мебель играет второстепенную, не очень значительную роль. Вместо шкафов организованы стенные ниши с дверцами, украшенные решеткой из типично арабских точеных полочек. Столы низкие, богато украшены резьбой, круглой, четырех , шести и восьмиугольной формы; столешницы выполняют из древесины с интарсией (перламутровой игрой текстуры) или из чеканной меди (медного блюда). Для обивки мебели используется так называемая «кордовская» кожа — с тиснением и часто позолотой. Нередко поверх кожаной обивки изделие обрабатывается ажурными металлическими накладками. Цветовая и меблировочная аскеза интерьера, выполненного в мавританском стиле, с лихвой компенсируется роскошеством и изяществом стилизованного орнамента и предметного наполнения.

Далёкой Индии привет

Со времён купцов, сказочного Садко и реального Афанасия Никитина далёкая Индия манит своими алмазами в каменных пещерах и прочими блескучими чудесами. Манила манила да и приманила британцев, сделавших её своей колонией на долгие времена. Полуостров Индостан иногда прозывают «печенью мира», и англичане до сих пор не осознали, что индийская культура сидит у них в печёнках. И не только их, ведь и шахматы, и «арабские» цифры — индийского происхождения. Даже длительные чаепития, хоть английский файв`о`клок, хоть у самовара в Мытищах — индийское благоприобретение. Кроме колониальных товаров и вывезенных в прежние времена сокровищ индийская культура расцветила нашу жизнь глуповатым, но мелодичным и красочным кинематографом, оздоровила гимнастикой йогов и разнообразила тантрическими позами Камасутры. Прочно вошла индийская культура и в интерьеры.

Пространство жилища в индийском стиле не только зримо и осязаемо — благодаря ярким краскам и тусклому мерцанию антикварной старины, но слышимо — в виде звуков колокольцев и медитативной музыки, и обоняемо — запахами воскурений и благовоний. Бог Шива с ними, запахами, разобраться бы с предметами и материалами.

Индийские вещицы вносят в дом необходимую романтику, долю остроты и привкус специй, запах дальних странствий и мечту о счастье. При этом делать интерьер целиком индийским совсем не обязатeльнo, и даже нежелательно — можно легко перегрузить помещение, «переукрасить» экзотикой. Лучше всего выбрать несколько наиболее приглянувшихся предметов и сочетать их с элементами современной обстановки.

Классический индийский интерьер формируют меблировка и драпировка. И плетёная из ротанга, и резная инкрустированная мебель из массива махагона, эбена и тика пришла в европейский быт из Индии. Характерным элементом мебели в индийском духе выступает обилие клепанья и металлических окаймлений деревянных деталей, предохраняющих древесину от разбухания и рассыпания во влажном климате и защищающих её от термитов и прочей насекомой живности. Резные и плетёные ширмы, сундуки и шкафы с решётчатыми дверцами, инкрустированные колченогие столы и кресла, тиковые скамьи, крытые стеклом столешницы менажницы, под которым, как детские «секреты», просматриваются всякие бусики бисер пуговки монетки, — вот экзотический антураж далёкого Индостана. В качестве столиков и подставок используются слоновьи сёдла и бывшие в употреблении повозки — выходит, что Индию можно считать и родиной поп арта в жанре «ready made». При всём при том чем старее, потрёпанее и винтажнее выглядит вещь, тем лучше. Интерьер в индийском стиле должен выглядеть как лавка древностей и дышать веками. То же касается и аксессуаров: медь и серебро чеканных кувшинов, блюд и статуэток обязана выглядеть тусклой и покрытой патиной времени. Всяческие мелкие безделицы и настенные панно — резьба по кости, сандалу и другим ценным породам дерева, керамические и вырезанные из камня фигурки слонов, божков и прочей экзотической фауны, мешочки саше с пряностями и курительницы благовоний — дополнят индийскую атмосферу вашего жилища. Еще одна фишка из арсенала современного дизайнера — это резные индийские двери. Их можно использовать как по прямому назначению, так и в качестве столешницы.

Особого разговора заслуживают индийские ткани. Такой яркости, насыщенности и узорчатости текстиля, как в странах Индии, Индокитая и Индонезии, не встретишь больше нигде в мире. Даже орнаментика и краски наших знаменитых Павлово Посадских платков с их «индийскими огурцами» пришли в нашу мануфактуру из Индии. Тем, что индуски носят на себе, европейцы занавешивают окна — из одного шёлкового сари можно сделать две занавески. Совершенно недороги и симпатичны местные покрывала, расшитые бисером и зеркальными пайетками, декоративны чехлы на подушки и диван деки в таком же стиле или из тканевых панно, выполненных в стиле пэчворк. Выходит, что и наши лоскутные одеяла заимствованы у индийцев.

Особняком стоят красочные индийские ковры, которые обходятся значительно дешевле персидских или турецких, и роскошные кашемировые, шали настоящие произведения искусства, место которым — висеть обрамлёнными на стене или лежать в виде декоративной скатерти на столе. Их украшает знакомый силуэт — boteh, он же пальмовый лист, «индийский огурец», арабеск?
Осветить созданный интерьер в индийском духе лучше всего, навесив фонарь из цветного стекла, а освятить ауру жилища — поджегши ароматические палочки или кованые медные лампадки, заправленные благовонным маслом.

Глядите на мир по японски

Традиционная японская архитектура чрезвычайно приближена к земле и к природе. Оно и не удивительно, ведь Японию можно называть не только Страной восходящего солнца, но и Страной содрогающейся суши. Японское зодчество, «варившееся» продолжительное время в своем соку, только полтора века назад начало широко использовать европейские принципы градостроения. Это случилось после революции Мэйдзи в 1868 году. Техническая революция, выведшая Японию после Второй мировой войны в ведущие экономические державы, устремила местную урбанистику по вертикали — сказывается дефицит жизненных пространств с одновременным убережением сохранившейся дикой природы, и те же причины стали причиной вытеснения натуральных материалов современными высокотехнологичными. Однако и сегодня японские мастера часто применяют традиционные методы строительства, поскольку высокая сейсмичность островов накладывает отпечаток на их творчество.

Японский стиль интерьерный известен также под названием «сёин», что в переводе означает «окно». Формула этого стиля — «будь чистым». Японская культура вообще тяготеет к белому цвету и девственным поверхностям с природной фактурой — податливого обработке камня, древесины, рисовой бумаги. Окна, межкомнатные перегородки, ширмы и светильники затягиваются белой бумагой. В современном интерьере бумагу всё чаще заменяют матовое стекло и пластик, хотя для создания абажуров рисовая бумага с неоднородностями и растительными включениями незаменима. Характерная для этого стиля клетка деревянного каркаса прослеживается во всём: в оконных рамах, дверях, перегородках.

Лаконичные интерьеры в японском стиле, для которых характерно свободное перетекание внутреннего пространства, пользовались и пользуются популярностью во всем мире. Из мебели в европейском жилище используются в основном ширмы, так как формы и пропорции японской мебели не соответствуют стандартам европейского человека — это низенькие столы и довольно корявые приземистые кресла. Японский интерьер антропоморфен и тяготеет к природе. Предметный и цветовой минимализм японских интерьеров, возведённое в абсолют изящество форм, солирующие на белой поверхности иероглифы, композиции цветов и коряжек (знаменитая икебана), ксилографическая тонкая гравюра привлекают многих поклонников и приверженцев здорового образа жизни. Традиционное приглушённое освещение символизирует философский и чрезвычайно экологичный подход к расходованию ресурсов, в том числе энергетических. Некоторые всеръёз считают, что характерный разрез японских глаз предопределён интерьерными привычками. Что тут скажешь — экономьте ресурсы и берегите мать природу — смотрите на мир по японски!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие статьи о строительстве на нашем Telegram канале

Читайте также

Оставить комментарий