Европейская культура традиционно видит красоту в симметрии, античной выверенности форм и пропорций, вечной молодости и совершенстве. Традиционные японские представления об эстетике предлагают совсем другой угол зрения, суть которого можно уместить в четыре слога: ваби-саби. Этот термин знаком нам прежде всего в контексте дизайна интерьера, но изначально стиль ваби-саби представляет собой нечто большее, чем подход к оформлению жилого пространства. Это мировоззренческая концепция и особый способ восприятия красоты.
Всё прекрасное — несовершенно
В других культурах для этого термина не существуют языковых эквивалентов. Ваби-саби — понятие столь самобытное и многослойное, что объяснить его носителю иного культурного кода сможет не каждый японец. Попробуем разобраться.
Ваби — это про аскетизм и умеренность, про природу и естественность, про одиночество и тишину. Саби про — архаичность, благородное старение и отпечатки времени. А если сложить их вместе, мы получим мировоззрение, которое ищет красоту в самых простых вещах и их несовершенстве, в естественном увядании, в предметах с изъянами и лицах с морщинами.
Для японцев ваби-саби — это стиль жизни, созвучный с природой, несовершенством её созданий и переменчивостью её процессов. Ваби-саби принимает естественный ход времени, не боится старости, незаконченности и мимолётности. Корни этого культурного феномена уходят в буддизм, предлагающий принимать мир таким, каков он есть.
В западной культуре философия ваби-саби получила известность прежде всего как концептуальный стиль интерьера. В этом контексте понять ваби-саби намного проще, поскольку всё можно увидеть своими глазами.
Природа и время — лучшие художники
Традиционные японские жилища всегда были максимально аскетичны и близки к природе. Ваби-саби в современных интерьерах так же не терпит излишеств, роскоши и фальши. Стиль проявляет себя за счёт грубых несовершенных фактур, ручной работы, подчеркнуто органических оттенков и натуральных материалов, а главной отличительной чертой становится любовь к естественно состарившимся предметам.
В стиль ваби-саби хорошо вписываются голые бетонные стены, декоративная штукатурка с эффектом ржавчины, модные оттенки охры и терракоты. Его можно подружить со скандинавским минимализмом и разбавить простыми лаконичными современными вещами.
В таком интерьере не принято прятать царапины на деревянном полу, ковёр, затёртый несколькими поколениями ног, считается украшением, мебель делают из щербатой древесины и камня, льняные шторы и покрывала должны выглядеть мятыми.
Все предметы в пространстве призваны нести главную мысль: всё не вечно и не совершенно. Это простые, честные функциональные вещи, которые красивы, потому что полезны, а следы прожитой ими жизни — их главное украшение.
Европейские и российские интерьеры склонны к симметричности. Это хорошо заметно по нашей приверженности к парным светильникам, сервизам, мебельным гарнитурам, сервировке стола, паттернам на обоях. Ваби-саби не приемлет такой упорядоченности, здесь едва ли найдутся две одинаковые тарелки: все вещи в таком интерьере существуют будто сами по себе, но при этом они неразрывно связаны, как явления в природе.
Стопка книг на полу, плетёная корзина в углу, стол из грубо обработанной древесины, рукотворная керамическая посуда, скамья, сколоченная из старых досок, салфетка из необработанного экологичного льна, которая кажется застиранной, одинокая ветка в глиняной вазе — так выглядит ваби-саби.
Но нужно иметь в виду, что любовь к несовершенству и естественности отнюдь не предполагают поощрение беспорядка и небрежности. Наоборот: ваби-саби ценит каждый предмет в жилом пространстве.
Кинцуги и меланхолия
Традиционная японская керамика — пожалуй, самый заметный интерьерный тренд в стиле ваби-саби, поэтому обратим на неё особое внимание.
Любовь к непостоянному, хрупкому и побитому временем в японских интерьерах проявляет себя в искусстве кинцуги («золотая заплатка»). Это старинный способ реставрации керамических изделий с использованием лака с примесью золотого порошка, которым заполняют сколы и трещины, превращая разбитую и треснувшую посуду в уникальное украшение.
Такая керамика рассказывает историю своей жизни и превращает изъяны в индивидуальность.Трещины и сколы не пытаются маскировать, их подчеркивают, потому что они — часть рассказа.
Кинцуги призывает бережно относиться к окружающим нас вещам, ведь каждая из них несёт в себе память и отпечаток человеческой жизни
Искусство кинцуги, как и вся философия ваби-саби, проникнуто особого рода меланхолией, которую может вызывать осознание недолговечности окружающего мира. А главный посыл в том, что с этой меланхолией тоже нужно смириться и увидеть в ней прекрасное. Как сказал прославленный японский поэт Мацуо Басё: «Без саби в поэзии нет красоты».
Комментарии