Стиль шинуазри вызвал когда-то большой культурный шок, вначале он был непонятен и чужероден. Но из-за интервенции культур и исторических процессов, западная цивилизация прониклись большим уважением к азиатскому искусству и культуре. Они были заинтригованы этими “экзотическими” культурами и начали создавать свои собственные версии восточноазиатских дизайнов.
История шинуазри
Шинуазри — это ориентальный стиль, который использует традиции и мотивы средневековой китайской живописи. Термин «шинуазри» пришел из французского языка и переводится как китайщина.
Стиль зародился в Европе в конце XVII века, благодаря деятельности Голландской Ост-Индской торговой компании, которая вела свою деятельность с Китаем и другими азиатскими странами. Компания завозила в Европу ткани, мебель, предметы искусства, фарфор и другие различные предметы. Товары с Востока стоили дорого, и их могли позволить себе очень обеспеченные люди. Но несмотря на стоимость, европейцы были очарованы китайскими товарами благодаря своей оригинальности.
Товарами из Китая были не только предметы быта: вазы, мебель, фарфоровая посуда, табакерки, фигурки, чернильницы, а также ткани (особенно шелк), специи и многое другое
В XVIII веке популярность китайских товаров выросла настолько, что европейским мастерам было бы выгодно наладить собственное производство. Так многие вещи стали бы дешевле и смогли бы удовлетворить спрос.
Вскоре европейские мастера научились изготавливать предметы, имитируя китайские технологии — лакировать мебель, делать характерную роспись на предметах, выпускать фарфор. Со временем получилось так, что в домах могли быть как подлинно предметы с Востока, так и предметы, сделанные в Европе на китайский манер. Например, в качестве декора комнаты могла служить китайская ширма с традиционной росписью и пейзаж, написанный европейским художником.
На этой картине изображена комната, где мы можем увидеть предметы из Китая: ширма, фигурка и туфельки жены
Китайские технологии изготовления мебели вдохновили британского мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла на изготовление мебели в стиле шинуазри и рококо. Он выпустил книгу под названием «The Gentleman and Cabinet-Maker’s Director», что переводится «Указатель для клиентов и краснодеревщиков». На русском книга получила сокращенное название «Директор». В указателе собрано более 160 дизайнов разных предметов: комодов, шкафов, зеркал, стульев.
Несколько дизайнов из книги знаменитого мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла
Многие императоры и их фавориты оформляли сады, устанавливая сооружения в китайском стиле: пагоды и павильоны. Их еще называют «чайными домиками». Самый популярный из чайных домиков, находится в парке Сан-Суси в Потсдаме. Домик был построен в 1764 г. по эскизам короля Пруссии Фридриха Великого.
Садовый павильон в парке дворца Сан-Суси напоминающий пагоду
В России также были поклонники стиля шинуазри. Одной из поклонниц была Екатерина II. В Екатерининском дворце можно найти множество элементов шинуазри: фарфоровые вазы, мебель, и несколько комнат в китайском стиле.
Китайская голубая гостиная была создана Чарльзом Камероном. В этой комнате соединились торжественность шинуазри и сдержанность классицизма. Голубые стены флоральным орнаментом, большие фарфоровые вазы, расставленные на камине и столах — это все относится к китайскому стилю. Позолоченная рама зеркала над камином, лепнина на камине и роспись двери — элементы классицизма.
Голубая гостиная — одна из комнат Екатерининского дворца, оформленная в стиле шинуазри
Стиль шинуазри развивался параллельно со стилем рококо, поэтому у них много общего:
Особое внимание к деталям и фактуре.
Используются флоральные орнаменты: цветы, растения, деревья.
В живописи изображались моменты развлечений, отдыха и легкомысленного времяпрепровождения.
Множество украшений на предметах интерьера.
Переплетение со стилем рококо и восприятие Китая европейцами значительно отличались от реальных восточных традиций. Картины писались, подражая манере китайских мастеров, но отражали жизнь аристократов Европы.
Эта фреска была сделана неизвестным английским художником. Техника очень далека от канонов китайской живописи: яркая и разнообразная цветовая палитра, наличие теней, одежда далека от китайского традиционного фасона
Восточные мотивы поначалу копировались мастерами с китайских предметов. Затем европейские художники стали создавать собственные сюжеты. Иногда изображения были далеки от канонов китайской живописи.
В XIX веке популярность шинуазри стала менее масштабной. Помимо китайского направления, появились другие ориентальные стили. Например, турецкий и египетский. В эту эпоху также появился интерес к готическому стилю. А на рубеже XIX–XX века возник новаторский по тем меркам стиль модерн.
Шинуазри в современном интерьере
В XX веке такие стили как ар-нуво и ар-деко часто использовали мотивы шинуазри. Элементы шинуазри могли быть в виде картин в восточном стиле, фресок, использовании нескольких ориентальных стилей в одном интерьере, контрастная цветовая палитра.
Подробно рассмотрим элементы, которые характерны стилю шинуазри, а также как они применяются в разных помещениях дома.
Орнаменты
Особое внимание в стиле уделяется мотивам. Орнаменты асимметричны и изображают цветы и растения, выполненные в технике, имитирующей восточную.
Распространенный сюжет для росписи в стиле шинуазри — изображение дерева сакуры или персика и сидящие на ветках птицы
Цветовая палитра контрастна. Ее характерные цвета — красный, рубиновый, глубокий синий, золотой. Часто такие цвета контрастируют с бежевым, нежно-розовым, белым, молочным и салатным цветом, чем часто пользуются маститые дизайнеры.
Обои красного цвета контрастируют с голубым цветом подушки и драпировки
В эти орнаменты могут быть вплетены изображения экзотических животных и птиц или восточных мифических существ. Например, часто можно найти на них павлинов, колибри, журавлей, тигров, китайских драконов и китайских львов — шиши.
Две фигурки шиши означают женскую и мужскую энергию. Слева лев под лапой держит детеныша, а справа — шар, символизирующий жизненный цикл
В Китае каждый элемент имеет свое значение. Дракон — это символ благополучия и процветания, пион — пожелание добра, шиши — защита от недоброжелателей.
Китайский дракон, вплетенный в орнамент, сулит власть, процветание и благополучие хозяину дома
Если на картине или фреске изображение с определенным сюжетом, то его темой могла быть жизнь императорского двора, пагода в красивом восточном саду, горные пейзажи.
Сложный орнамент и яркая цветовая палитра хорошо смотрятся в просторных помещениях, поэтому фрески и обои часто украшают гостиную и кабинеты.
Комментарии