Что говорить, паркет доставляет много хлопот. Но природная красота и ощущение живого тепла перевешивают все негативные моменты. К сожалению, благородный и весьма дорогой материал могут безнадёжно испортить недобросовестные и безответственные «умельцы». Вот и превращается чудесный паркет в бесполезный хлам, который даже на дрова не годится, ведь при горении лак и клей нередко выделяют токсичные вещества. Сначала разберёмся в главных особенностях деревянных напольных покрытий.
Область этого небольшого исследования мы ограничим паркетом и массивной доской. Конечно, к деревянным полам также относятся паркетная доска и ламинат. Однако эти материалы в силу своих особенностей, обусловленных многослойной структурой, технологией изготовления и прочими факторами, образуют отдельную группу покрытий.
Паркетный пол
Штучный паркет — деревянное напольное покрытие из струганных дощечек (планок, клёпок) длиной не более 50 см и толщиной 14, 15, 16, 18 или 22 мм (в частном секторе в основном используют материал толщиной 15 и 16 мм). Ширина соотносится с длиной в пропорциях 1:3, 1:4, 1:5 и 1:6 (например, при устройстве напольного «пирога» важно обеспечить защиту дерева от скрытых протечек; желательно, чтобы выравнивающая цементно-песчаная стяжка была уложена на герметичную гидроизоляционную мембрану 420 х 70 х 15 мм), что позволяет укладывать паркет различными геометрическими узорами («ёлочка», «двойная ёлочка», «шахматные квадраты» и др.).В торцах паркетных клёпок предусмотрены шип (гребень) и паз, благодаря которым дощечки стыкуются друг с другом. Важный признак качественного паркета — геометрически безупречное и плотное пазагребневое соединение планок. И ещё один момент: у внутренней стенки паза должен оставаться миллиметровый зазор. Срок службы паркетного покрытия зависит от твёрдости породы дерева и толщины слоя износа (рабочего слоя), то есть расстояния от лицевой поверхности дощечки до верхней грани шипа (гребня).
Селекцию паркета производят по двум критериям: по распилу и равномерности цвета. При этом оценивают качество материала на предмет разнокалиберных «врождённых» пороков (сучки, глазки, заболонь, резкие перепады цвета) и благоприобретённых дефектов (коробление, расслоение, превышение геометрических допусков и т. д.).
В паркетном деле различают радиальный и тангенциальный, а также смешанный отбор. Первые два рознятся лишь текстурой (радиальный паркет совсем уж гладенький, с нежным рисунком продольных волокон). Наличие каких-либо пороков и дефектов полностью исключено.
В смешанном распиле сочетаются разные природные «художества», включая текстурные композиции, здоровые сучки и т. п. Здесь нужно сказать, что тем или иным способом распиленный материал образует определённые категории качества. Официально их две (согласно ГОСТам — категории А и В), но серьёзные производители и поставщики, как правило, подразделяют паркет на три и более разрядов. Радиальный распил — это высший сорт «радиал», «эксклюзив»; тангенциальный — «селект»; ну а из смешанного формируют «рустик» или совсем уж пёстрый «Гест». При этом пересортица и производственный брак в дело не идут. Но, к сожалению, «изобретательные» продавцы порой выдают некондиционный материал за «рустик» или некий «кантри».
Мозаичный паркет представляет собой вид декоративно-прикладного искусства, не случайно его ещё называют художественным. Из древесины разных сортов мастера «рисуют» потрясающие напольные картины. Правда, настоящий мозаичный паркет — очень дорогое удовольствие. Существенно снизить стоимость напольного покрытия можно за счёт готовых модулей. Специализированные компании располагают богатым ассортиментом розеток, бордюров и других элементов. Из этих заготовок формируют так называемый модульный паркет существует до тех пор, пока от периодических циклевок и шлифовок не изотрётся его рабочий слой; но покрытие обычно меняют несколько раньше паркет. Такое деревянное напольное покрытие порой кажется простым в работе. Но это впечатление обманчиво. Модульный паркет требует профессионального отношения, основанного на предельном внимании, терпении и почти ювелирной точности.
Качество основания паркетного пола
Паркетные полы, возраст которых перевалил за 100 и 200 лет, зачастую находятся в приличном состоянии и после реставрационных работ продолжают украшать многие исторические здания. К сожалению, современные деревянные напольные покрытия не могут похвастаться столь завидным долголетием. И тому есть логичное объяснение.
Во-первых, раньше паркет делали с гладкими торцами, то есть без шипов и пазов. Такое напольное покрытие можно циклевать и шлифовать почти до самого «донышка». При толщине массива в 20 мм деревянный пол способен служить веками.
Во-вторых, в давние времена к паркету предъявляли более строгие требования по остаточной влажности и другим параметрам. Дерево подвергалось длительной подготовке и сортировке. Все детали мозаичного паркета вырезались вручную и при укладке.
Вскрытие показало, что паркет уложили на сырую цементно-песчаную стяжку. Прибор зафиксировал относительную влажность 11 %, что почти в три раза выше нормы (4 %). Фанеру настелили прямо на выравнивающий слой, без параизоляционного слоя. Дерево впитало влагу, что вызвало критичную деформацию паркетного покрытия (вздутие, коробление). Но помимо высокой влажности у стяжки есть и другие изъяны. Рыхлая поверхность свидетельствует о том, что основание выполнено с нарушением технологических требований. Не были обеспечены нормальные условия твердения цемента. Стяжка не обладает прочностью и стабильностью.Фанеру настелили на незагрунтованное основание. Ширина зазоров достигает 30 мм (при норме 3-7 мм). Такие промежутки между листами ухудшают общую стабильность фанерной подложки и приводят к значительному перерасходу клея под паркет. В результате не обеспечивается надёжное крепление деревянного напольного покрытия к фанерной подложке.
Для крепления «лоскутной» фанерной подложки использованы обычные дюбель-гвозди (вместо саморезов). Такой крепёж не обеспечивает надёжной и гарантированной фиксации фанерных листов. Нельзя быть уверенным, что дюбель-гвоздь как надо притянул и зафиксировал фанеру к стяжке.Фанерные листы уложены в том же направлении, что и паркет. Смежные ряды не смещены друг относительно друга. Фанера не выровнена и не очищена от строительной грязи. Подложка не притянута к основанию саморезам и при эксплуатации пола продольные стыки между рядами фанерных листов выступят на паркетном покрытии. Высока вероятность отрыва фанеры, а значит, появления скрипов и даже частичного повреждения паркета. Листы фанеры настелили вразбежку, приклеили и прикрутили саморезами. Но переусердствовали и пробили замурованную в цементно-песчаной стяжке трубу отопления. Этого бы не случилось, если бы паркетчики имели на руках схему инженерных коммуникаций.
Проблемы с паркетным полом возникают по трём основным причинам:
низкое качество материала,
безобразная подготовка основания
«кривые руки».
Прежде чем приобрести паркет или массивную доску, следует изучить паспорт поставки, а также прояснить вопрос с гарантийными обязательствами поставщика. Перед укладкой необходимо внимательно осмотреть планки. Бракованный материал должен быть изъят и отправлен обратно продавцу.
В дальнейшем паркетные полы в основном приходят в негодность из-за ошибочных действий «паркетчиков». Безграмотные отделочники укладывают паркет на сырое, неровное или «слабое» основание, без фанерной подложки и изоляционных слоёв. Клей наносят скупо (по нормам он должен закрывать 80% площади паркетной планки). О грунтовании подосновы и вовсе не вспоминают. Словом, паркет умудряются испортить на всех стадиях — от распаковки до нанесения лака. Оставляют материал в непроветриваемых и влажных помещениях, при циклёвке царапают дерево, неправильно лак и т.д.
Соседство воздушного напольного обогревателя не прошло для паркета бесследно. Даже пробковый компенсатор не уберёг дерево от деформации.Не было выполнено послойное шпаклевание гелем при нанесении многослойного лакового покрытия, что привело к скоплению («утёкам») лака в стыках.При монтаже мозаичного паркета использовались элементы из древесины с резкими перепадами цвета. Это серьёзный дефект художественного паркетного покрытия. «Полосатые» планки испортили вид мозаичной композиции.Экзотические породы дерева содержат масла, которые вспениваются при контакте с воднодисперсионным лаком. В результате на покрытии появляются вот такие неприглядные пузырьки.
Неумелый и торопливый монтаж паркета привёл к образованию недопустимых щелей между элементами мозаичного паркета. Чтобы замаскировать дефект, щели заполнили шпаклёвкой. Но шила в мешке не утаишь. К тому же на паркете видны другие изъяны: царапины, зазубрины, полосы и т. д.
При монтаже художественного паркета было допущено множество ошибок. Материал уложили на некачественное основание. В помещении не был выдержан температурно-влажностный режим. Водно-дисперсионный клей использовали неправильно, о чём свидетельствуют белёсые пятна на покрытии.
Дорогие паркетные модули уложены небрежно, без подгонки. В напольном покрытии образовались безобразные щели. Очевидно, что основание не было должным образом подготовлено. Сквозь щели просматривается цементная стяжка.
При укладке паркета из карельской берёзы был применён неподходящий паркетный клей. В результате на паркетном покрытии появились уступы из-за частично оторвавшихся планок.Коробление паркета из белёного дуба вызвано подтоплением, то есть протечкой воды в толщу напольного «пирога» (возможно, подтекает труба в стяжке). Чтобы исправить положение, нужно устранить источник переувлажнения, просушить и затем отреставрировать паркет.
Пол из массива дерева
Материал крупнее паркета называют массивной доской или доской из массива дерева (толщина не менее 16 мм). Ширина планок варьируется в пределах 9-20 см, а длина — в пределах 1,2-3 м (кратность — 5 см). Оценку качества производят по паркетным стандартам (с некоторыми отступлениями, связанными со специфическими особенностями массивной доски). С тыльной стороны планки выполнены поперечные насечки и продольные пропилы, которые придают материалу некоторую гибкость и способствуют адаптации к черновому полу.
Комментарии