Врать — нехорошо, это мы все знаем с детства. Но, с другой стороны, любое искусство — разновидность обмана. Глядя на двумерную картину, мы ощущаем объём. Смотря на скульптуру, мы видим живого человека. Читая книгу, мы верим придуманным героям…
В искусстве дизайна такого рода обман — правило. Более того, иногда именно имитация, камуфляж становятся тем самым неповторимым штрихом, без которого не бывает истинного художественного высказывания.
Пыль и шёлк
В природе выглядеть не тем, чем являешься на самом деле — стратегия выживания. Маскировка в интерьере, по большому счёту, служит тем же целям: сохранности авторского замысла и денег клиента. Ведь далеко не все природные материалы, как бы красивы они ни были, способны противостоять жизненным реалиям. Мрамор чувствителен к бытовой химии, стекло хрупко и бьётся, дерево горюче и легко повреждается. Поэтому имитации востребованы уже много веков.
Возьмём, например, венецианскую штукатурку, которая не выходит из моды уже два тысячелетия. Надо сказать, что сама технология возникла из банального желания сэкономить: и в античности мрамор стоил дорого, поэтому использовать старались даже пыль, которая оставалась после обработки глыб. Кому пришла в голову гениальная идея смешать мельчайшую мраморную крошку, гашёную известь, краску и воду, доподлинно неизвестно. Однако получившийся отделочный материал превзошёл по своим параметрам прародителя — благородный мрамор. Имитировать полированный камень венецианская штукатурка «умеет» виртуозно, отличаясь при этом завидной стойкостью и долговечностью. Интересно, что за минувшие века ни состав, ни технология нанесения принципиально не изменились, правда, в дешёвые сорта в наши дни добавляют акрил.
Использование частиц материала-«родителя» для камуфляжа — явление в дизайне вообще распространённое. И вызвано оно не только и не столько желанием сэкономить: зачастую применить массивный элемент в современном интерьере просто невозможно. Например, модный сегодня натуральный неотделанный камень редко применяется в строительстве именно в силу большого веса блоков. Другое дело — специальная плитка: на тонкой (менее 2 см) несущей панели из лёгкого бетона крепится тонкий спил натурального камня. Масса таких плиток совсем невелика и сопоставима с равным по площади керамогранитом, да и в монтаже особых проблем не создаёт. «Облегчённые облицовочные панели Lithodecor, — говорит Ральф-Петер Элерс, генеральный директор компании Alsecco, — позволяют создавать необычные вентилируемые фасады.
Они представляют собой конструкцию, в которой к несущей плите из облегчённого бетона приклеивается облицовочный слой из натурального камня (мрамора, гранита, известняка, песчаника и т.п.) толщиной всего 5-8 мм. Площадь облицовочной панели может достигать 4,7 кв.м, причём её вес будет на 60% меньше, чем у аналогичной по размерам плиты из натурального камня. Учитывая, что крепёж такой панели совершенно незаметен, архитекторы получают уникальный инструмент для отделки самых разных элементов здания».
Этому же принципу следует и паркетная доска. Здесь также главенствующей идеей является не столько экономия (иные варианты паркетной доски дороже наборного паркета), сколько удобство укладки и монтажа в ограниченном пространстве.
Многослойная конструкция, включающая в себя основу из недорогого и прочного дерева, на которую наклеен шпон из ценной древесины, удобна в укладке и долговечна, хотя полностью натуральной её не назовешь — шпон, фактически, ламинирован акрилом, который и обеспечивает стойкость материала.
Искусство искусственного
Надо сказать, существуют имитации, которые не имеют с образцом для подражания вообще ничего общего, кроме внешности. Как правило, это сложные высокотехнологичные материалы, которые очень востребованы в силу специфических свойств, расширяющих возможности применения.
Понятно, что, например, дерево — не слишком хорошее покрытие для пола в ванной: рано или поздно во влажной среде оно или начнёт разрушаться, или потеряет внешний вид. То же можно сказать и о ткани или бумаге. Но привычные для такой «работы» материалы, вроде плитки или винила, вполне могут обеспечить самую безумную дизайнерскую идею. Хотя для этого им приходится мимикрировать.
«Природные материалы, — считает московский дизайнер Анна Голубева, — имеют достаточно серьёзные и очевидные ограничения в условиях современного жилища. Конечно, хочется, чтобы кухня в прованском стиле имела деревянные полы.
Однако уход за ними требует много времени и сил, что обычному сегодняшнему горожанину вряд ли понравится. То же относится и к натуральному камню, и к тканевым драпировкам. В такой ситуации имитации незаменимы для дизайнера и хозяев, поскольку в наши дни визуально отличить имитацию от первоисточника бывает непросто даже специалисту».
Действительно, искусство камуфляжа благодаря новым технологиям достигло впечатляющих успехов. Новые материалы зачастую не только в совершенстве подражают природным аналогам, но и превосходят их по потребительским качествам.
«Дизайнерская плитка Art Vinyl, — говорит Татьяна Кузнецова, директор по маркетингу и развитию бизнеса виниловых напольных покрытий компании Tarkett в России (ведущего производителя напольных покрытий), — интересна тем, что практически идеально имитирует почти любую поверхность — и цветом, и фактурой. Достигается это не только качеством рисунка, но и конструкцией материала: он многослоен и каждый слой выполняет свою функцию.
Упругая подложка делает покрытие комфортным при ходьбе, стеклохолст гарантирует прочность и неизменность геометрических размеров. В конечном итоге, такая плитка оказывается даже более прочной и износостойкой, чем «образец для подражания», визуально от него не отличаясь».
Можно добавить, что полимерная плитка хороша ещё и тем, что легка в монтаже и уходе. Кроме того, высокое качество имитации природных материалов позволяет добиться эффектных сочетаний структуры и цвета. Например, она даёт возможность без труда получить интересные сочетания камня и натурального дерева, или разных видов камней, или даже дерева и яркого пластика (это актуально в стилях эклектик и фьюжн).
«Art Vinyl, — говорит Татьяна Кузнецова (Tarkett), — благодаря своей модульности позволяет создать самый невероятный дизайн. В одном помещении вполне реально совместить гранит, сланец или мрамор с ясенем или венге. Покрытие в любом случае окажется однородным, прочным и долговечным. Дополнительным бонусом является и то, что в случае повреждения пострадавший участок легко заменить, да и в целом покрытие позволяет без труда менять целые участки, делая дизайн мобильным, подстраивающимся под изменения в жизни хозяев».
Ещё одним ярким представителем «идеальных имитаторов» является хуларо — искусственный ротанг, материал для плетения, из которого в наши дни делают огромное количество мебели. Степень схожести с натуральным деревом настолько велика, что с первого взгляда отличить кресла из природного ротанга и хуларо не способны даже специалисты.
Необычна история появления хуларо. В целом, это одна из разновидностей обычного полиэтилена, которая использовалась в качестве финишного покрытия для лыж и сноубордов. Делать из него мебель придумал в конце прошлого века бывший профессиональный футболист клуба Bayern Munich Бобби Декейсер. Резон был прост: плетёная мебель для открытого воздуха была на пике моды, но сильно страдала от капризов погоды. Очевидным выходом в этом случае стала синтетика.
Хуларо было семейным ноу-хау Декейсеров, поэтому Бобби и решил использовать именно его. Поскольку сам по себе полиэтилен, даже модифицированный, мягок и очень эластичен, Бобби придумал совмещать его с проволочной основой. Тем самым он «убил двух зайцев»: пластиковое покрытие позволяло добиться идеальной имитации натуральной фактуры, а проволока обеспечивала прочность и удобство плетения. В 1990 году бывший футболист организовал компанию Dedon и зарегистрировал торговую марку «Хуларо», а в наши дни плетёные стулья, лежаки и диваны из полиэтилена серьёзно потеснили своих «натуральных» собратьев на рынке.
Презренный металл
Несколько особняком среди «королей камуфляжа» стоят имитации натуральных камней и металлов. В ряде случаев их применение прямо называется подделкой и балансирует на грани закона, иногда её переходя.
По понятным причинам чаще всего имитируют драгоценные металлы. Стоит заметить, что в старинных или сделанных «под старину» интерьерах эти материалы встречаются нередко, например — в деталях инкрустаций, бытовых предметах вроде ламп или мебельной фурнитуры и прочем. Возможностей для имитации, например, золота — масса. Это различные сплавы, начиная от латуни и заканчивая экзотикой вроде томпака (сплав меди и цинка в различных пропорциях, обладающий красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии). То же касается и серебра — знакомый всем мельхиор (сплав меди с никелем) и даже простой полированный и тонированный алюминий вполне достоверно имитируют этот благородный металл.
«Применение металлических инкрустаций, — говорит искусствовед Вера Калмыкова, — характерно для многих стилей. Из наиболее известных и популярных хочется назвать модерн, который и сейчас востребован в силу своей красоты и особой «природности». Безусловно, известны интерьеры, где для такого рода инкрустаций применялись драгоценные металлы, но в обычном быту чаще использовались более дешёвые имитации, что вовсе не обесценивало и не обесценивает эти вещи.
По большому счёту, важен не собственно материал, а художественное решение. И с этой точки зрения дешёвая латунь может дать фору даже золоту».
Впрочем, подделывают не только драгоценные металлы. Например, имитацию листовой меди можно назвать настоящим трендом сегодняшней строительной моды. Дело в том, что медная кровля с давних времён считалась признаком если не роскоши, то определённого положения в обществе и достатка.
Так думают и сегодня. Поэтому камуфляж под благородную медь более простых и доступных материалов в наши дни — норма. «Сегодня «медные» кровли встречаются гораздо чаще благодаря металлочерепице и другим кровельным материалам из стали с полимерным покрытием Agneta, которая в точности имитирует натуральную медь, но втрое доступнее по стоимости», — рассказывает Андрей Мальцев, руководитель департамента кровельных систем Группы компаний Металл Профиль, ведущего производителя кровельных и фасадных систем в России. Можно добавить, что в отличие от натуральной меди, которая покрывается зелёным налётом с течением лет, металлочерепица сохраняет свой цвет и характерный блеск. Подобного эффекта производитель материала, компания Tata Steel (Великобритания), добился благодаря применению специально разработанного компанией AkzoNobel красителя медного цвета с включением светоотражающих микрочастиц.
Имитируют и драгоценные, и поделочные камни, как правило — в витражах и мозаиках. Пожалуй, больше всего «страдают» от этого бирюза и малахит — просто потому, что из-за ярко выраженной индивидуальности создать довольно правдоподобную копию легко. Причём вовсе не обязательно пользоваться для этого пластиком. Полностью идентичная по составу синтетическая бирюза впервые была получена в 1927 г. в Германии, а в начале 70-х годов прошлого века во Франции начались её продажи.
Причём точность воспроизведения настолько велика, что окатыши искусственной бирюзы могут быть отличены от натуральных лишь при исследовании микроструктуры. Более того, в отечественном ВНИИСИМСе (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья) создали искусственную бирюзу, которая неотличима от лучших природных аналогов и структурно. Помимо ювелирного использования, это дало возможность достаточно широко использовать имитацию и в художественных, и дизайнерских целях, а также при реставрации исторических интерьеров.
Качественная маскировка, с точки зрения эволюции, обеспечивает преимущество в естественном отборе. В дизайне это правило также работает: надёжные, долговечные и лёгкие в работе материалы успешно «выживают» благодаря своей схожести с привычными природными образцами для подражания. И делают нашу жизнь не только удобной, но и красивой.
Комментарии