Краткая характеристика индийского стиля
Индия — страна с кастовым обществом, большим социальным разрывом между бедными и богатыми. Поэтому сразу стоит оговориться, что общепринятый известный во всем мире индийский стиль интерьера, это не описание жилища неприкасаемого золотаря, шудры слуги или вайшьи земледельца. Здесь речь идёт о сливках древнеиндийского общества: знатных кшатриях и могущественных брахманах. Именно отсюда растёт корень помпезности и богатства индийского стиля оформления, духовный характер некоторых декоративных элементов, выбор цветов соответствующих высшим кастам.
Кратко и упрощенно индийский стиль можно охарактеризовать одним словом — “много”:
много декораций;
много текстиля;
много резьбы;
много пространства;
много роскоши.
Индийский стиль не приветствует аскетизм. Он придуман для людей не считающих зазорным наслаждаться жизнь и полученными от нее благами. Красиво, мягко, дорого — три кита на которых зиждется этот стиль интерьера.
Помимо высокого положения привилегированных каст, на формирование индийского стиля оказал влияние и местный климат. Холодная зима, знойное влажное лето, дождливая осень. Именно поэтому большие окна здесь соседствуют с тяжелыми теплыми покрывалами, а кожаная обивка мебели не встречается вовсе.
Надо понимать, что Индия — большая, растянувшаяся поперёк нескольких климатических зон, страна и в каждом регионе интерьер имеет свои, продиктованные климатическими условиями, особенности. Тот индийский стиль, что принесли в Европу вернувшиеся колонизаторы и купцы является скорее универсальной усредненной передачей, нежели точной стилистической копией.
Кроме того, современный индийский стиль был серьёзно переосмыслен несколькими поколениями европейских и отечественных эзотериков, непрестанно добавляющих всё больше и больше духовных символов. Сложно однозначно сказать, способствуют ли просветлению вереницы статуй Ганеши и Будды, гобелены с многорукой Кали или развешанные по углам символы “Ом”, но достоверно известно, что в оригинальном индийском жилище знатного господина-мирянина духовного декора было значительно меньше.
Соответствуя оригиналу — дворцам раджей и поместьям кшатриев — индийский стиль приветствует большие пространства и прямоугольные формы. Закругленные углы здесь тоже имеются, в значительно меньших количествах, чем, например, в арабском интерьере.
Здесь не экономят на жилом пространстве и, вместе с тем, не увлекаются мебелью. В центре зала вполне хватит свободного места для исполнения индийского национального танца, в спальне тоже не придётся протискиваться боком между кроватью и шкафом.
Пространство тут принято зонировать с помощью декоративных колонн, лёгких штор и ковров.
Однозначно не чёрный. В идеале отказаться и от простого желтого. Всё это цвета низших каст. Настоящему радже стыдно спать под желтым балдахином или ходить по чёрному ламинату. Другое дело: золотой, кремовый, слоновая кость, сиреневый и пурпурный. Традиционно спальня оформляется в успокаивающих сдержанных темных тонах, гостиная или зал в светлых, но без злоупотребления. Оформление гостиной должно приумножать льющийся в окна естественный свет, а не затмевать его.
По части декора, здесь в тренде резные панели из ценных пород дерева, тематические статуэтки, ковры и драпировки.,
Много дерева ценных пород, натуральные ткани, чуть-чуть кованого железа и хрусталя, гравированная медь, имитация драгоценных камней. На пол пойдут гранит или мрамор, потолок можно покрасить в один цвет или расписать традиционным индийским узором.
Увы, подлинный индийский интерьер в современной квартире — это большая редкость. Среди причин:
малая актуальность стиля в современную цифровую эпоху;
неприспособленность к холодному климату средней полосы России;
слабый интерес современного населения к древнеиндийской тематике.
Однако ценители стиля не канули в лету и периодически в Интернете можно встретить фотографии современных российских квартир превращенных дизайнерами в подобие древних индийских дворцов.
Комментарии