Нацпроект социального государства
Дания — одна из тех стран, про которые говорят, что художественный вкус у её жителей заложен в крови. Если наше видение интерьерного и предметного дизайна вместе с эстетикой быта ещё только формируются, то в Дании всё это существует в виде национальной идеи на протяжении ста лет.
Главная причина становления дизайн-отрасли — инвестиции и поддержка государства. Именно это произошло в 1920-30 годах, когда правительство решило вкладываться в дизайн, воспринимая его как способ благоустроить повседневную жизнь. С каждым следующим поколением дизайн оттачивался, чтобы в конце концов сложиться в государствообразующую индустрию и национальный бренд, признанный на международном уровне.
Как это было
В 1924 году один из родоначальников датского дизайна Кааре Клинт (Kaare Klint) основал факультет мебельного проектирования в Академии художеств Копенгагена. Обучение там строилось на исследовании и анализе прежних мебельных традиций, их оптимизации и отказе от всего лишнего.
В 1930 году на выставке в Стокгольме появились работы модернистов, которые впечатлили прежде консервативных датских архитекторов. В мебельной индустрии начались изменения. Если до этого по части авангарда в Скандинавии лидером считалась Швеция, то к 1950 году символом скандинавского дизайна стал датский модернизм.
Предметный дизайн как филиал архитектуры
Первые датские дизайнеры себя дизайнерами не называли. Это были архитекторы. Проектируя здание, они создавали для него обстановку «под ключ», после чего предметы обстановки — мебель, светильники и аксессуары — начинали жить своей жизнью. Так, знаменитые кресла Арне Якобсена (Arne Jacobsen) «Яйцо», «Лебедь» и «Капля» были изначально спроектированы для интерьеров гостиницы SAS Royal Copenhagen (1960-е гг.), после чего ушли в серийное производство и выпускаются на фабрике Fritz Hansen по сей день.
Американское влияние
За качественный международный пиар датского дизайна стоит поблагодарить американцев: скромные датчане не искали славы за пределами своего обособленного мира. В середине XX века предприниматели и байеры из США часто приезжали на мебельные выставки в Копенгагене с целью найти что-нибудь интересное для своих соотечественников. Это и положило начало мировой славе датского дизайна.
Америку стоит поблагодарить не только за пиар — американский дизайн повлиял на датский и в идейном плане. В предметном дизайне Дании проявилось влияние заокеанских тенденций: например, обтекаемые формы, вдохновлённые работами Исаму Ногучи (Isamu Noguchi) и Александра Колдера (Alexander Calder), скульптурные формы из прессованной фанеры, заимствованные у супругов Имзов (Charles and Ray Eames). Американский спрос способствовал и тому, что у датских предметов вместо фабричных индексов всё чаще стали появляться названия — «Муравей», «Дельфин», «Чайка», «Артишок».
Ещё один интересный факт: именно американцы вывели в свет Финна Юла (Finn Juhl), чьи сюрреалистические проекты долгое время не находили отклика от датчан, и Юль считался на родине дизайнером второго ряда.
Две концепции
Говоря о датском дизайне XX века, стоит иметь в виду два независимых течения.
Первое — это сотрудничество архитекторов с высокотехнологичными фабриками массового производства. Массовость при этом на качество не влияет — фабрики оснащены новейшим оборудованием, здесь работают с современными полимерами и благородными натуральными материалами, уровень отделки неизменно высок. Примером является легендарное сотрудничество Арне Якобсена с фабрикой Fritz Hansen и Пауля Хеннингсена (Poul Henningsen) c фабрикой Louis Poulsen.Второе течение — более камерное: это сотрудничество художников прикладного искусства и небольших ремесленных мастерских. Они знакомились друг с другом на ежегодных мебельных выставках, после чего выпускали небольшие серии предметов, выполненных вручную, почти скульптурно. Это полузакрытое сообщество тоже получило признание благодаря Америке. Наиболее ярким примером этого течения считается Ханс Вегнер (Hans Wegner).
Комментарии