В этой статье мы познакомимся со стилем брутализм. Рассмотрим, как он изменился за все время своего существования, а также как выглядит в современном интерьере.
Но перед этим, чтобы понять всю суть, предлагаю проникнуться его поистине интересной историей. Итак, приступаем.
История стиля брутализм
Все прекрасно знают, что война – это самое худшее что может случиться с человечеством. Это большой шаг назад из-за огромного количества смертей и масштабных разрушений целых городов. Нельзя допускать, чтобы ЛЮДИ воевали с ЛЮДЬМИ, иначе это приведет к ужасающим последствиям.
Например, в результате второй мировой войны, погибло в общей сумме не менее 70 миллионов человек, или же 3% человечества. Получилось даже так, что на 1945 год, количество пожилых людей превышало число молодежи. На фронт брали в основном мужчин, большинство из которых погибало, сражаясь за победу. Также стоит учесть, что помимо жертв от пуль и снарядов, было большое количество смертей от голода. С пропитанием были явно определенные проблемы. Например, в СССР людям приходилось варить кожаные ремни и изготавливать хлеб из опилок, чтобы не умереть от голода. Однако не только нехватка еды, но и отсутствие жилья губило население. Многие оставались без крыши над головой – их дома были разрушены. Вообще, проблема с жильем стала особенно остра к 1946 году. Тогда, практически все военные действия Второй Мировой Войны прекратились и стало необходимым оправляться от последствий.
Но как? Франция, которая еще не восстановилась от первой мировой, получила мощнейший удар во время Второй Мировой Войны. В результате которой было уничтожено 250 млн кв.м жилой площади. Были сильно повреждены или вообще стерты с лица земли заводы и железнодорожные инфраструктуры. Почти весь морской торговый флот Англии был разгромлен и соединенное королевство погрязло в долгах. Советский Социалистический Союз потерял около 30% национального богатства, приобретенного за все время – памятники, музеи, культурные здания и т.д. Практически также произошло со всеми другими державами. Экономика главенствующих государств мира сильно упала. Все страны участники войны сильно пострадали, кроме США. Соединенным Штатам удалось пережить войну и при этом хорошо с нее заработать, путем торговли с двумя противостоявшими блоками. В свою очередь, у измотанных войной стран финансов практически не оставалось и от этого страдали простые люди. Они ютились в тесных бараках и коммуналках. Перед государствами стоял вопрос решения жилищного кризиса. Они разработали планы по восстановлению, которые казались невозможными. К примеру, Англии нужно было отстроить около трети зданий, что были построены за всю ее историю. Звучит как фантастика. Но грамотный подход и четко спроектированный план был в силах выполнить эту «невыполнимую» задачу. Нужно было возвести большое количество домов, при этом уложиться в бюджет, а он был не велик. Выходом из ситуации являлась постройка дешевых жилищных комплексов. Так, в быстром темпе выстраивались целые кварталы серых зданий, которые были так похожи друг на друга. Они состояли из бетонных блоков, и были лишены какого-либо декора. Такое строительство было не затратным и сильно облегчало процесс восстановления. Вообще, в тот момент было не до внешнего вида. На сколько бы уныло не выглядели такие жилые комплексы, люди были рады. Рады, как минимум тому, что обрели крышу над головой. Бетон стал неким шансом на жизнь, на будущее. Все больше и больше выстраивалось зданий преимущественно из железобетона, и архитекторы не могли этого не заметить.
50-е годы — Время Брутализма
Одним из первых архитекторов, кто стал строить в стиле брутализм, являлся французский архитектор — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри. Он больше известен, как Ле Корбюзье. В начале второй половины 20 века, архитектор отошел от своего «интернационального» стиля и пуризма. Сделал он это, потому что прекрасно понимал обстановку в мире. Ле Корбюзье считал, что очень глупым будет проектировать утонченные здания, основываясь на своих предпочтениях. В то время людям было вовсе не до авторской архитектуры, их больше беспокоило отсутствие жилья. Поэтому архитектор принялся работать на благо всего человечества. Он создавал проекты упрощенных и недорогих домов для людей и социума – музеев, библиотек, и жилых комплексов. Вместе с этим архитектор дал название стилю — béton brut, что в переводе означало «необработанный бетон». Им он и оформлял свои здания.
Проект Ле Корбюзье – Марсельская жилая единица
Самым характерным для всего брутализма, считается проект Ле Корбюзье «Марсельская жилая единица», который был реализован в 1952 году. Он создавал его, вдохновившись советскими домами коммунами. Их цель заключалась в том, чтобы сплотить быт людей и «превратить скучную повседневную жизнь в приятное развлечение». Здание состояло из 17 этажей и 337 двухуровневых квартир. Они же подразделялись на следующие типы: для многодетных, для маленьких семей и для проживающих в одиночку. В ЖК были предусмотрены помещения под магазины, детский сад, кинотеатр, парикмахерскую и даже бассейн. На крыше была расположена беговая площадка. Через весь комплекс проходило два больших коридора, которые имитировали улицы. Ле Корбюзье хотел совместить в своем проекте комфорт и практичность, чтобы людям нравилось находиться там. Однако те, кому довелось там пожить говорили, что Марсельская единица не самое комфортное место для постоянного проживания. Дело в том, что малая площадь помещений создавала дискомфорт. И как оказалось — большинство жителей не пользовались теми услугами что предоставлял дом. Здание сохранилось и по сей день. В 21 веке, оно является скорее неким арт объект, привлекающим туристов, нежели продуманным комплексом. На данный момент, проект не самый лучший по сравнению с другими. Но это не отнимает у него звания одного из самых прогрессивных и значимых построек 20 века.
Марсельская жилая единица представляла из себя бетонную коробку, стоящую на наклоненных железобетонных балках. Основным цветом являлся серый, он подчёркивал брутальность здания. Однако в этом варианте авторского брутализма присутствовал декор в виде разноцветных стен балконов. Создавалось противоречие: с одной стороны здание казалось достаточно унылым и одиноким, а с другой – оно было окрашено яркими цветами. Возможно, этим автор хотел сказать, что несмотря на утраты и потери в результате войны, люди продолжают жить и восстанавливаться.
Брутализм в США
Строили в стиле брутализм не только Европейские страны, но и запад. К примеру, в США в Бостоне, к 1968 году, по проекту Герхарда Каллмана Майкла Маккиннелл и Эдварда Ноулз было закончено строительство Бостонской мэрии. Она выделялась благодаря своим строгими формами. Ее фасад был украшен впечатляющими своей строгостью элементами декора. Они проявлялись в виде маленьких бетонных плит, расположенных между окнами. Балконы и навесы из того же железобетона дополняли вид здания. Чрезмерную монотонность разбавляла кирпичная кладка, которой была оформлена часть фасада мэрии. Благодаря ей, здание выглядело лаконично и стильно. Стоит заметить, что вообще брутализм хорошо справлялся с оформлением правительственных учреждений. В этом стиле, такие здания передавали настроение стабильности и мощи, каким и должно быть государство.
В своем проекте, авторы акцентировали внимание на твёрдость и характерность каждой отдельной плиты – детали здания. В нем практически не было закругленностей, присутствовали только угловатые фигуры. Специалисты относили постройку в десятку достижений Американской культуры, а местные жители ее отвергали. Им на столько не нравился внешний вид мэрии, что они требовали ее сноса.
Комментарии