Будучи отражением западно-европейского наивного мелкобуржуазного образа мыслей, интерьер в стиле бидермейер в конце девятнадцатого века нашел благодарную аудиторию среди стремящихся к стабильности бюргеров. По этой же причине, он был подвергнут жесточайшей критике в начала века двадцатого — эпохи прогресса и промышленных революций.
В век, когда почти все активно стремятся к новому, не остается места тем, кто отчаянно цепляется за старое. Именно поэтому в наши дни интерьер в стиле бидермейер можно встретить лишь в музеях и особняках редких ценителей размытого веками ампира.
В изначальной своей форме, бидермейер — это практичность, простор и надёжность. Стиль можно назвать семейным в силу присущей ему некоторой интимности и обстановке психологического комфорта. Способствуют этому тёплые тона внутреннего убранства, гравюры и акварели на стенах, удобная основательная мебель.
Несколько переосмысленный с годами, бидермейер — как стиль интерьера — получил небольшие отсылки к античной Греции в виде бюстов и декоративных ваз. Однако в целом он так и остался приземленным практичным стилем для приземленных практичных зажиточных детей своей эпохи.
Современному обывателю бидермейер может показаться пыльным и душным. Во многом это происходит из-за того, что за минувшие годы изменились стандарты строительства, темп и качество жизни, мерила комфорта. Стиль, казавшийся практичным в девятнадцатом веке, сейчас сложен в уходе:
обилие текстиля, мягкой обивки и декоративных элементов усложняют уборку;
современная планировка квартиры в обычном многоквартирном доме не предусматривает отдельную “чистую комнату” для воскресного приёма гостей;
громоздкие мебельные ансамбли не выдерживают конкуренции с современной лёгкой складной и встроенной мебелью.
Бидермейер дорог, так как использует только естественные материалы. Неудобен, потому что основывается на устаревших понятиях о комфорте. Скучен, так как прямо и косвенно напоминает запыленные музейные залы.
Помещениям в стиле бидермейер характерны прямые углы: квадраты и прямоугольники окон, дверей, порталов, картинных и зеркальных рам, тяжелых шкафов и комодов. На фоне этого, геометрическим контрастом выделяются элементы декора, мягкая мебель, узоры на текстиле:
пузатые вазы;
закругленные напольные часы;
округлые спинки диванов;
овальные журнальные столики;
круглые плафоны потолочных подвесных светильников.
Геометрически получается, что бидермейер — это большой квадрат в который вписано несколько прямоугольников поменьше и множество маленьких кругов и эллипсов, призванных смягчить остроту углов.
Палитра стиля во многом зависит от назначения помещения. Так, в кабинете, библиотеке и спальне будут преобладать насыщенные темные оттенки: густой багровый, древесный коричневый. Кухня и гостиная потребуют более яркой расцветки и в ход пойдут желтый, кремовый, бирюзовый цвета. В ряде случаев, найдется место и для выцветшего зеленого, и для нежного розового.
В качестве декора широко применяются предметы старины: от лакированных круглых шляпных коробок до напольных маятниковых биг-бенов. Мебель также можно считать частью декора: мягкие гарнитуры с узором на обивке, столы на резных ножках, вместительные комоды из ценных пород дерева.
Будучи стилем старой школы, бидермейер приемлет лишь естественные материалы. Основу стиля составляют: натуральный текстиль, ценные породы древесины, камень, бумажные обои. Также допускаются и широко применяются в декоре кованые и лепные элементы из черного металла и белого гипса.
Комментарии