Ковры ручной работы: вечные ценности

Ковры ручной работы: вечные ценности

Настоящие ручные ковры – не просто предмет роскоши. Являясь украшением интерьера, эти изделия становятся семейным достоянием наряду с бабушкиными драгоценностями. Ковер ручной работы такое же произведение искусства, как картины или скульптуры. Благодаря высокому качеству, натуральные ковры могут передаваться из поколения в поколение, не теряя своей ценности, как переходят из века в век секреты ковроделия.

Древние традиции ковроткачества

Конечно, невозможно уста­но­вить точную дату возникновения ковроткачества, ведь это было не­сколько тысячелетий назад. Од­нако известно, где зародилось это искусство – в Древней Персии (сейчас – государство Иран). В этой стране ковроткачеством за­ни­мались и занимаются и отдель­ные семьи, и объединения ре­мес­ленников, и настоящие фаб­ри­ки. Ручная работа, натураль­ные кра­сители, тщательно выписанный ор­намент – это подлинный пер­сидский ковер.

Основным материалом при соз­дании ковров является овечья шерсть. От одной овцы можно по­лучить до 10 качественных раз­новидностей шерсти, которые спо­собны различить лишь опытные специалисты. По цвету натураль­­ная шерсть бывает белой, серой, коричневой, желтой и жел­то­ва­то-коричневой. Красители для нее получают на основе древе­си­ны различных пород, из корней рас­тений, кожуры граната, оболочек грецких орехов, листьев виногра­да и многого другого. Могут ис­пользоваться и минеральные ве­щества.

Вековыми традициями ислам­ской культуры и искусства оп­ределяется рисунок персидских ковров. Аллах запрещал изо­бра­жать живые существа, поэтому детали орнамента – это листья, цветы, различные линии, круги, со­четания геометрических фигур, имеющие символическое значение. Не каждому дано увидеть в слож­ном переплетении узора стро­ки из Корана, легенды и посло­ви­цы, а иногда и обращение к пред­полагаемому владельцу ковра. Как перебродивший вино­град­ный сок – еще не вино, так не считалось ковром только что со­тканное изделие. В старину ковер должен был пролежать 3 месяца на площади, где под ногами тысяч людей его ворс становился пластичным, мягким и пушистым. Мастера были уверены, что такое испытание не испортит ковер, не заставит потускнеть его краски.

Терминология ручных ковров

К покупке любого товара нуж­но готовиться, особенно, если это такие дорогостоящие изделия как ковры. В данном случае имеется в виду, что необходимо знать тер­мины, которыми наверняка бу­дут пользоваться в разговоре с ва­ми продавцы.

Долговечность настоящих ков­ров смещает наши пред­став­ления о времени. Так, например, новым ковром называется изделие мо­ложе 20 лет. Ковер в возрасте от 20 до 50 лет считается довольно старым, антикварным же он будет лишь в том случае, если создан не менее 60 лет назад.

Основа – нити, расположенные параллельно и проходящие вдоль ковра. При изготовлении ков­ров ручной работы используют основу из хлопка, как наиболее прочную, или из шерсти, шел­ка. Кисти ковра часто являются продолжением нитей основы.

Уток – поперечные нити ков­ра, расположенные пер­пен­дикуляр­­но нитям основы и пере­пле­тающиеся с ними. Нити утка могут быть и хлопковыми, и шелковыми, и шерстяными.

Натуральные красители – име­­ют растительное или мине­раль­ное происхождение, либо по­лу­чены из секрета насе­комых. В стра­нах Востока исполь­зовались до 150 растений для красителей.

Анилиновые красители – это первые синтетические краси­тели, которые стали исполь­зо­вать в ковроделии. Они поя­вились в 40-е годы XIX века. Быстро теряют цвет под воз­действием света и воды.

Хромовые красители – наибо­лее распространенный в настоя­щее время тип искусственных красителей. Имеют широкую гам­му цветов и отличаются стой­костью. Используются в ков­­ро­делии с первой половины ХХ века.

Килим – безворсовый ковер, представляющий собой простое переплетение нитей основы и утка без узлов.

Подлинный ковер – ковер ручного изготовления незави­симо от того, плетеный он или тканый, а также, откуда он.

Страна-производитель – поли­тическое государственное об­разование, имевшее место на соответствующий момент вре­мени, на территории кото­рого был изготовлен ковер.

Страна происхождения – госу­дарственное образование, с тер­ритории которого экспор­тиро­ван данный ковер.

Основные производители ковров ручной работы

В основном, в продаже можно встретить иранские, индийские, ки­тайские, турецкие, туркменские, непальские ковры. При их из­готовлении используются шерсть и шелк. В настоящее время ковры изготавливают и машинным спо­собом, но многие специ­ализи­ро­ванные магазины делают акцент именно на ковры ручной работы.

-Иранские ковры – считаются самыми ценными, настоящий иран­ский (персидский) ковер в доме – предмет законной гор­дости владельца. Такие ковры могут прослужить 250-300 лет.

-Индийские ковры – в древ­ности большая часть Индии входила в Персидскую импе­рию, поэтому индийские масте­­ра продолжают традиции пер­сидских ковроделов, но с ис­­пользованием индийского ко­ло­рита. Ворс индийских ков­ров проходит специальную обра­ботку, обеспечивающую ему осо­бый шелковистый блеск.

-Китайские ковры – в настоящее время хорошо известны ковры из шелка, которые выполняют­ся в особом, неповторимом стиле. Как правило, это высо­коворсовые изделия с эле­мен­тами скульптурной гра­фики. Нужно отметить, что мо­дель­ный ряд китайских ковров не­обычайно широк. На юге Ки­тая развито производство из­де­лий, являющихся точными копиями ковров Лувра.

-Текинские (туркменские) ков­ры – наряду с персидскими яв­ляются, так сказать, классикой жанра. По-прежнему сохраня­ют свой уникальный колорит. Не случайно, в Туркмении ков­ры официально считаются на­циональным достоянием. Ка­чество натуральных красителей здесь в прежние времена про­веряли, бросая ковер под ноги 30-40 скакунам.

-Непальские ковры – достаточ­но плотные, в основном, из овечьей или верблюжьей шерсти. При их производстве используется традиционный тибетский узел, что создает особенную, хорошо узнаваемую текстуру. Также они ценятся за оригинальные ор­наменты.

-Турецкие ковры – представле­ны разнообразными формами и дизайнами, выполняются, в основном, из шерсти.

Тщательный выбор ковра

Выбирая ковер, ориентируются обычно на несколько основных критериев – линейные размеры, высота ворса, количество узелков на единицу площади, характер рисунка, цветовая гамма. Это, ра­зумеется, в тех случаях, когда ко­вер покупают не как предмет ан­тиквариата. Нужно отметить, что размеры восточных ковров отличаются от привычной нам европейской сис­темы. Например, у них вы не встре­тите столь традиционного раз­мера 1,7х2,4 м, нечасто можно найти ковер 2х3 метра. Зато 3,05 м – обычное дело. Так как ковер ручной работы – особый элемент интерьера, нужно правильно вы­брать его размер. Большой ко­вер (а в продаже можно найти ков­ры длиной до 6 метров) будет фор­ми­ровать облик всей комнаты. Ко­вер средних размеров прекрасно выделит определенную зону. Ма­ленькими ковриками можно ук­расить конкретные места в по­мещении – у кровати, перед ками­ном и т.д. Вполне допустимо ис­пользовать в одной комнате не­сколько ковров, особенно в гос­тиной. В спальне не стоит сте­лить большой ковер, ведь его прак­тически не будет видно, к тому же под кроватью легче заводится моль. Для холла или прихожей боль­ше подходит ковер на прочной хлопковой основе и без ворса.

Безворсовые ковры более ус­тойчивы к физическим нагруз­кам. Ковры с ворсом придется пе­­риодически разворачивать на 90-180 гра­дусов, чтобы ворс при­ми­нал­ся равномерно. Плотность ковра сказывается на большей детальности рисунка, особых преимуществ она не дает, зато повышает стоимость изделия из-за трудоемкости процесса. Выбор рисунка и цветовой гам­мы может представлять опреде­лен­ные сложности в том случае, если вы захотите вписать ковер в уже имеющийся интерьер. Для тех, кто особенно строго подходит к сочетанию цветов в помещении, подойдут ковры, выполненные в одном-двух цветах и не имеющие традиционного рисунка. Они мо­гут быть выполнены в технике ручного тафтинга, как правило, имеют высокий ворс, приятный на ощупь, и легко впишутся в любой интерьер.

Уход и эксплуатация

Если вы являетесь счастливым владельцем антикварного изделия, то, как ни странно, хлопот у вас будет очень немного. Дело все в тех же серьезных испытаниях, которым подвергались раньше на­стоящие ковры. В результате они становились очень устойчивыми к физическим нагрузкам, не да­вали усадку при намокании. Со­временные изделия требуют к себе большего внимания.

Пылесосить ковер нужно до­вольно часто, не забывая об из­нанке. Не использовать ковры в помещениях с повышенной влаж­ностью, так как натуральные ма­териалы подвержены гниению, воздействию плесени. Если ковер подвергается влажной уборке, тща­тельно просушивать его осно­­ву, давая возможность воз­духу циркулировать под ковром. Ве­роятность устранения пятен с ков­ра – далеко не 100%, так что избегайте проливать на него чай, кофе и т.п. Чистку ковра, особенно, шелкового, проводите только по ворсу мягкой губкой, не используйте жесткие щетки. Ни в коем случае не применяйте средства, содержащие хлор. Не вы­колачивайте ковер, повесив его на веревку, так же, как не стелите ковер на диван – нити основы при этом вытягиваются. Старайтесь обойтись без химчистки. Убирая ковер на время, никогда не скла­дывайте его, потому что ворс при этом замнется. Скручивая ковер в рулон, обязательно вложите сред­ство от моли. Кстати, реже всего моль заводится в коврах, ле­жащих на полу, чаще – в скру­ченных в рулоны или висящих на стене. Поэтому периодически перетряхивайте ковры с приме­нением современных средств от моли.

Плюсы:

-долговечность,
-эксклюзивность и красота,
-экологичность,
-высокая прочность.

Минусы:

-высокая цена,
-более тщательный уход,
-светочувствительность,
-нежелательна химическая чистка.

Стоимость натуральных ковровых изделий

Довольно сложно говорить о стоимости натуральных ковров, так как нужно учитывать страну-производитель, размер изделия, материал, плотность, сложность рисунка. Можно лишь отметить, что в специализированных ма­газинах Екатеринбурга представ­лен достаточно широкий ас­­­сор­тимент ковров как по их разме­рам, расцветкам и про­изво­ди­телям, так и по цене. Наряду с огромными коврами (на­при­мер, 3,5 х 5,3 м) стоимостью в несколь­ко сотен тысяч рублей, есть из­делия более традиционных раз­ме­ров – приблизительно, 2х3 м, которые в зависимости от мате­риала и рисунка могут стоить от 38000 до 200000 рублей. Также можно приобрести ковры из вис­козы, внешне очень похожие на шелковые, стоимостью от 8000 руб­лей, однако на их долговечность рассчитывать не советуют.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие статьи о строительстве в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий