В «Педагогической поэме» Макаренко есть эпизод, где два беспризорника, прогуливаясь вечером по улицам города, завели разговор об абажурах. Один из них (младший), с восхищением рассматривая окна, говорил о том, как красивы дома, освещенные разноцветными абажурами и как должно быть тепло и уютно жить в таких квартирах. Второй же ему резонно замечал, что все это ерунда, и что порой в квартирах с абажурами, кроме абажура, и украсть-то нечего…
Вспоминая этот эпизод, описанный в начале 20-го века, невольно улыбнешься: ведь уже тогда, в годы послереволюционной эпохи, люди ценили красоту и комфорт абажуров. Эта любовь к абажурам продолжается и по сию пору. Но чем же так ценен для людей этот, казалось бы, обычный «приглушитель света»?
Как появились абажуры
Первые абажуры, а вернее, их прародители появились на улицах Франции в конце 17 века. Так называемые публичные фонарики были призваны освещать ночные улицы Парижа (а чуть позже и Милана в Италии) и представляли собой масляную лампу с одним или несколькими фитилями. Полусферические стекла-отражатели (или металлические заслонки) вокруг фитиля служили для направления света в нужное место.
В первые десятилетия 19 века, когда в городах стали применять газовое освещение, для защиты от углекислого газа, выделяемого горелками, использовали специальные колпаки из опалового стекла или тканей. Теперь функцией таких абажуров было не направление света, а защита от него. А вернее, от вредного воздействия газа.
Первые настоящие абажуры появились с приходом электрической лампочки. Свет от электричества был настолько непривычно интенсивен, что приходилось его замаскировывать специальными колпаками — абажурами, сделанными из ткани или бумаги.
Абажуры середины 19 века — это различные ткани всяческих оттенков, украшенные бахромой, бисером, тесьмой или оборками. Но это только начало.
В последние годы (19 века) — годы расцвета модернизма — абажуры стали украшать рисунком. Растительные орнаменты и природные мотивы, узоры с бабочками, цветами и птицами стали основными в рисунке для оформления абажуров.
Благодаря Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany), лампы с абажурами получили новое направление (цветное стекло) и стали невероятно популярными.
Французский дизайнер Антонин Дома (Antonin Doma) пошел еще дальше Тиффани и первым использовал для изготовления абажура хрусталь, который раньше шел только для люстр. Далее мы позволим себе опустить авторство некоторых изделий и намеренно уходим от перечисления всех брендов представленных ниже абажуров, концентрируя ваше внимание именно на материалах, из которых они изготовлены.
Если первыми (и основными) материалами для абажуров были металл, ткани и стекло, то сегодня к ним добавились еще и такие материалы как:
Комментарии